+

Развитие рака и возможности фитотерапии

gallery/pict-12

05.03.2016, 17:55

А.А. Алифанов

Врач-фитотерапевт, Санкт-Петербург

Наукой обозначены две стадии развития предрака: метаплазия, то есть замещение одного типа клеток другими вследствие хронического воспаления, нарушения питания, эндокринного воздействия, и дисплазия, то есть разрушение структуры тканей вследствие размножения мутантных атипических клеток [1]. После этих стадий предрака, которые еще пока являются доброкачественными процессами, иногда наступает озлокачествление. Опухолевая ткань является чужеродной организму, и иммунитет включает механизмы уничтожения опухоли. Нередко возникающий лихорадочный синдром демонстрирует выход в кровоток цитокинов, в их числе фактора некроза опухолей, интерлейкинов и интерферонов [1]. Так что должны ли мы так часто при простудах принимать жаропонижащие средства, и не приведут ли они к падению противоопухолевого иммунитета? Это большой вопрос. Развивающаяся опухоль постоянно ускользает  от иммунного надзора [3]. Сама по себе 

gallery/lake

опухоль выделяет вещества, снижающие ее чужеродность, то есть антигенность. Кроме того, клетки злокачественной опухоли могут вызвать гибель цитотоксических Т-лимфоцитов и нормальных киллеров, защищая таким образом себя от иммунной реакции [4].

Центральным вопросом всякого лечения в онкологии является определение: доброкачественная или злокачественная опухоль имеет место. Доброкачественные имеют четкие границы, медленно растут, раздвигая окружающие ткани, иногда сдавливая. Но, как правило, не повреждая их. Злокачественные же быстро растут, внедряются в окружающие ткани и повреждают их [5]. Но ставить диагноз – дело врача. Конечно же, главным критерием в диагностике является биопсия – "откусывание" кусочка ткани заболевшего органа.

Профессор, доктор медицинских наук, врач-онколог Владимир Григорьевич Беспалов считает, что в реальной жизни фитотерапия является комплементарным методом лечения, то есть дополняющим. Основное же поле действия в онкологии, разумеется, принадлежит онкологам. Конечно, удаление опухоли оперативным путем является главным, радикальным и эффективным, и не оспаривается. Мы, врачи-фитотерапевты, работаем параллельно с врачами-онкологами, и всегда спрашиваем у пациента: "Сколько времени до операции нам дает онколог?" Если дается несколько месяцев, тогда мы назначаем только фитотерапию, если же онкологи считают, что оперативное вмешательство должно быть немедленным, мы не спорим. В этом случае фитотерапия назначается тоже, тем более, что, по мнению доктора Андрея Николаевича Алефирова, она в ряде случаев может улучшить курабельность (возможность радикального лечения) опухолей (повышается количество успешных операций).

Как мы можем защитить организм от растущей опухоли, укрепить противоопухолевый иммунитет? С одной стороны, мы должны стараться усилить его иммунопротекторами. С другой стороны, мы должны использовать растительные цитостатики, чтобы подавить размножение опухолевых клеток. Такая попытка лечить опухолевые процессы включает в себя взаимно противоположные тенденции (амбивалентность), однако широко применяется в западной медицине: назначаются иммуномодуляторы – интерлейкины, гамма-интерферон, фактор некроза опухолей, с одной стороны, и цитостатики, с другой стороны [6]. Часть ученых считает, что, в связи со снижением противоопухолевого иммунитета, необходимо проводить иммунотерапию. Но другие считают, что иммунотерапия может усилить рост опухолей [7]. Так что взгляды ученых на применение иммунотропных препаратов тоже амбивалентны.

 

Цитируемые источники

1. Брюсов П.Г., Зубарев П.Н. Клиническая онкология. Учебное пособие. – СПб., 2012. – С 31–32.

2. Онкология. Национальное руководство. – М.,2013. – 571 с.

3. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. – М., 2003. – 291 с.

4. Брюсов П.Г., Зубарев П.Н. Клиническая онкология. Учебное пособие. – СПб., 2012. – 44 с.

5. Брюсов П.Г., Зубарев П.Н. Клиническая онкология. СПб. – 2012. – С 11–12.

6. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. – М., 2003. – 294 с.

7. Дранник Г.Н. Клиническая иммунология и аллергология. – М., 2003. –  290 с.