01.03.2016, 00:37
К.В. Яременко
Профессор, доктор медицинских наук, врач-онколог, фитотерапевт
Профессор Лазарев Николай Васильевич (1895–1974). Российский ученый-фармаколог, токсиколог, онколог, врач. Основатель учения о состоянии неспецифически повышенной сопротивляемости организма и адаптогенах.
В 1959 году впервые была опубликована концепция о СНПС как о генетически запрограммированной системе защиты организма от повреждающих воздействий различной природы. К настоящему времени уже доказано существование этого особого состояния организма, которое характеризуется следующими основными чертами:
1. Регуляция(приведение к оптимальным параметрам) различных изменений функций систем организма на всех уровнях иерархии. Наиболее яркий пример – регуляция стрессорной реакции с нивелированием катаболической (разрушительной) фазы стресса (работы И.И Брехмана и О.И. Кириллова, 1966 г.).
2. Повышение выживаемости организмов в смертельно опасных ситуациях (отравления большими дозами ядов, ионизирующее облучение, травмы и пр.).
3. Повышение сопротивляемости к возникновению и развитию различных заболеваний, в том числе к онкологическим и сердечно-сосудистым.
4. Повышение умственной и физической работоспособности.
5. Повышение знергетического потенциала организма, что проявляется в умеренной стимуляции иммунитета, усиления антиоксидантной активности и пр.
В последние годы, несмотря на определенные достижения медицинской науки, в практическом здравоохранении не наблюдается значимого прогресса, Так, в России возрастает заболеваемость злокачественными опухолями, а смертность от рака существенно не снижается, на высоком уровне остается заболеваемость и смертность от сердечно- сосудистых болезней. Практическая медицина в настоящее время по существу носит характер скорой помощи, в то время как наиболее длительные и принципиально важные для судьбы больного периоды возникновения заболеваний и реабилитации остаются без существенных воздействий. Сегодня медицина утратила свое основное назначение – профилактическую направленность. Именно этим, главным образом, можно объяснить основные проблемы современной медицины. Одной из причин неудовлетворительного положения представляется все большее удаление современного человека от природы – могучего источника жизни и ее развития на Земле.
В этой связи все большее число медиков приходит к пониманию необходимости развития профилактической медицины уже на новом современном уровне, используя в качестве основы накопленные веками богатства традиционной народной медицины. И для этого имеются необходимые условия в виде теоретической базы, созданной в значительной мере трудами русских ученых – школы Н.В. Лазарева, В.Л. Пастушенкова и др. Создание и разработка Н.В. Лазаревым и его школой теории о состоянии неспецифически повышенной сопротивляемости (далее сокращенно СНПС) организма и адаптогенах по своему значению представляется сопоставимой с учением о стрессе знаменитого канадского ученого Ганса Селье, тем более, что в определенном смысле является его развитием.
Воздействия, вводящие организм в вышеописанное оптимальное состояние (СНПС), Н.В. Лазарев предложил назвать адаптогенами. На начальных стадиях исследований адаптогенные свойства были обнаружены и изучены у дибазола (данное лекарство существует до сих пор и применяется для лечения артериальной гипертензии, болезней головного мозга), широко известного лекарственного растения – женьшеня, и описанного И.И. Брехманом его заменителя – элеутерококка. Однако к настоящему времени многочисленными исследованиями доказано, что свойствами адаптогенов, выраженными в той или иной степени, обладают многие лекарственные растения. Наиболее мощным адаптогенным потенциалом обладает группа таких растений, как представители аралиевых: женьшень (рис. 1), элеутерококк (рис. 2), левзея, аралия, а также золотой корень или как еще его называют – родиола розовая (рис. 3). Эта группа растений характеризуется выраженными свойствами психостимуляторов и тонизирующих средств. Отдельно можно также выделить группу растений-адаптогенов успокаивающего типа действия: шлемник Байкальский, пион, валериана, мелисса, таволга (лабазник). Однако наиболее многочисленная группа лекарственных растений, обладающих адаптогенным действием, имеет и другие лечебные свойства, которые и определяют их основное применение в практической медицине.
Корень элеутерококка колючего
Корень родиолы розовой (золотой корень).
Корень женьшеня
Кроме растений, свойствами адаптогенов, как было показано исследованиями последних лет, обладают и другие воздействия, способные вводить организм в оптимальное состояние (СНПС). Это, например, физические упражнения (в настоящее время получило известность новое научно-практическое направление – кинезиология), а также различные фармакологические препараты, оптимизирующие функции тех или иных систем, прежде всего центральной нервной системы: ноотропы, антиоксиданты, антигипоксанты, регуляторы метаболизма (в частности, средства, нормализующие жировой обмен) и др.
В последние годы наметилось новое перспективное научное направление (так называемый гормезис), которое основывается на изучении и использовании малых доз различных фармакологических средств (в том числе и растений). В этой связи следует вспомнить токсикологические исследования Н.В. Лазарева и сотрудников, проведенные в 50-х годах прошлого века, в которых были отмечены адаптогенные свойства, которыми обладают малые дозы различных ядов.
Основные свойства адаптогенов определяются их способностью вводить организм в СНПС:
1. Регуляция (оптимизация) функций всех систем организма с соблюдением принципов иерархии, системности.
2. Относительная безвредность.
3. Широта лечебных эффектов.
4. Профилактическое действие(увеличение запаса прочности), основанное на повышении энергетического потенциала организма.
5. Защитное, в том числе антистрессорное, действие при повреждающих факторах различной природы.
6. Профилактика заболеваний.
Адаптогенные свойства, очевидно, требуют соблюдения определенных условий и принципов для их проявления. Так, необходимо проводить систематическое очищение организма, а также насыщение необходимыми питательными веществами, витаминами и микроэлементами. При этом адаптогенный эффект оказывается тем более выражен, чем больше наблюдаемые отклонения (в определенных пределах) от нормы – правило исходного фона. Открытие СНПС и средств его достижения – адаптогенов – по существу создает реальную базу для осуществления профилактического направления в современной медицине, причем препаратами выбора, безусловно, являются лекарственные растения в силу наибольшей выраженности их адаптогенных свойств, как живых систем, имеющих наибольшее сродство с человеческим организмом.
Одним из ярких доказательств профилактических свойств адаптогенов является возникновение и развитие, в основном трудами школы Н.В. Лазарева, нового научного направления – профилактической онкологии. В экспериментах на животных, а затем и клинически было доказано:
1. Возможность препятствовать возникновению опухолей, индуцированных различными канцерогенами, с помощью адаптогенов (наиболее эффективные – экстракт родиолы, экстракт левзеи, препараты из морских водорослей).
2. Возможность ослаблять тяжелые побочные эффекты современных высокоагрессивных средств лечения злокачественных опухолей: хирургического лечения (профилактика стрессорного взрыва метастазирования), химиотерапии и лучевой терапии (ослабление иммунодепрессии и усиление противоопухолевого действия). Эффективными оказались многие адаптогены, в особенности препараты из золотого корня, шлемника, подорожника; кордицепс и др.
3. Возможность с помощью адаптогенов препятствовать метастазированию злокачественных опухолей как после стандартного лечения, так и на его фоне. Получено авторское свидетельство на препарат из золотого корня в качестве противометастатического средства. Противометастатическими свойствами обладают также ряд других адаптогенов: шлемник, в стрессорных ситуациях – подорожник, препараты из алоэ, морских звезд, грибов.
4. Возможность с помощью адаптогенных воздействий задерживать развитие опухолевого процесса и улучшать качество жизни больных на последней стадии заболевания.
Итак, с помощью применения адаптогенов открывается возможность заполнить пробелы в ведении онкологических больных, увеличив за счет первичной, вторичной и третичной профилактики результаты современного лечения. Подобная же ситуация имеет место при ведении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. И в этом направлении известны не только экспериментальные, но и клинические работы, доказывающие увеличение эффективности лечения при введении больных с помощью адаптогенов в оптимальное состояние (СНПС). Однако, несмотря на известные обнадеживающие результаты, внедрение принципов профилактической медицины в практику происходит с большим трудом. Есть предположение, что этому мешают экономические интересы фармацевтических компаний, выпускающих дорогие лекарства.
Таким образом, мы располагаем в настоящее время как теоретической, так и практической базой, позволяющей воссоздать профилактическую медицину, что является необходимым условием истинного прогресса в решении проблем здоровья современного человека. Эта база, созданная в значительной мере трудами школ известных русских ученых, открывает большие перспективы в дальнейшем познании и использовании законов природы.